Найти баланс между известным и неопределенным в сегодняшнем мире непросто, и именно креативность может помочь в этом. Человек, который уверенно владеет такой способностью, принимает неопределенность и понимает, что она является частью творческого процесса. И одновременно с этим удерживать внутренний фокус на том, что должно быть сделано.
В книге «Творческая уверенность» Том Келли и Дэвид Келли рассказывают о методах и упражнения, которые доказали свою эффективность в таких творческих организациях, как IDEO и Stanford d.school. Вот несколько из них.
Методы развития креативности
1. «Карта эмпатии».
Один из фундаментальных принципов удачных инноваций и творческого мышления — начинать с эмпатии: с наблюдения за людьми, понимания того, о чем они думают и что чувствуют. Следующим шагом должен быть синтез полученной информации, и эта задача очень часто является сложной. Метод «карта эмпатии» помогает структурировать этот процесс.
Использовать его можно как в одиночку, так и в группах из 2-8 участников. Сначала те, кто участвует в упражнении, должны понаблюдать за людьми в определенном контексте, который интересен для компании. Потом — собраться вместе для 30-90-минутной встречи.
Большой лист бумаги нужно разделить на четыре квадранта: «говорят» (слева вверху), «делают» (слева внизу), «думают» (справа вверху), «чувствуют» (справа внизу). Свои наблюдения участники пишут на небольших стикерах, которые можно приклеить в соответствующую часть карты. Сначала заполняется левая ее часть, затем — правая. Переходить к следующему квадранту стоит, когда все наблюдения участников по предварительной категории перенесены на карту.
Когда все четыре категории заполнены, нужно сделать шаг назад и посмотреть на полученную картину в целом. Стоит подумать: что вы видите нового или неожиданного? Есть ли противоречия между наблюдениями из разных квадрантов? Есть ли между ними связь, или они кажутся разорванными? Какие неожиданные шаблоны вы замечаете? Стоит ли за тем, что вы заметили, какая-то скрытая потребность? Эти и другие подобные вопросы помогают сделать выводы, которые могут стать основой для интересной инновации, а также стимулируют креативное мышление команды.
2. «Тридцать кругов».
Это короткое упражнение, которое позволяет быстро «включить» творческое мышление. Оно подходит для самостоятельного или группового использования. Каждый участник получает бумажку с тридцатью пустыми кругами одинакового размера. Задача состоит в том, чтобы за три минуты превратить как можно больше кругов в то, что легко узнать.
Следующий шаг — анализ. Если вы работали в группе, стоит сравнить результаты с другими участниками. Сколько объектов вы успели придумать? Легко ли приходили к вам идеи? Насколько эти идеи разнообразны? Нарушал ли кто-то из участников правила, например, соединял круги?
3. «15 секунд гениальности».
Самый простой способ обеспечить себе поток новых идей — это записывать те, которые приходят вам на ум. Делать это стоит несколько раз в день, когда вы видите что-то интересное, необычное, или когда замечаете мнение, которое может быть перспективным. Фиксировать идеи можно на бумаге, в телефоне, надиктовывать и тому подобное. Главное — чтобы этот список был у вас под рукой постоянно, чтобы можно было добавлять в него новые идеи или использовать уже имеющиеся (например, во время сессий мозгового штурма или когда нужно придумать что-то новое, а вы не знаете, от чего оттолкнуться).